Сегодня взрослеют и хотят определится с профессией дети, рожденные уже в новом тысячелетии. Бурное развитие цифровой техники и сетевых технологий привели к тому, что их родителей относят к поколениям Х (точнее поздний X) и Y – миллениумы, т.к. их возрастное становление пришлось уже на новое тысячелетие.
Теория поколений сегодня активно используется социологами, маркетологам и HR-специалистами, но еще научно не подтверждена. Основная причина этого кроется в том, что она описывает общие социальные приоритеты поколения, но не учитывает индивидуальные личностные характеристики: темперамент, характер, воспитательную среду, социальные установки и личные мотивы. Теорию поколений следует рассматривать только как картину, написанную крупными мазками импрессиониста, и использовать ее применяя воспитательные инструменты близкие к классической педагогике, учитывая индивидуальность каждого ребенка.
Основные характеристики современных родителей:
Поколение Х (до 1982 г.): готовность к изменениям, поиск вариантов, системное мышление, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм (но с признанием условий и ограничений), стремление учиться в течение всей жизни, прагматизм, надежда на себя. Все ставят под сомнение, принимают знание только после принятия доказательств и/или результатов на основе собственного или чужого опыта.
Поколение Y (1983-2000): Социально-активны, предпочитают личную свободу, важны понятия долга и морали, ориентированы на социальное одобрение, подчиняются правилам своей группы. Низкий уровень обучаемости, фрагментарные знания, наивность в систематизации знаний, основой источник информации референтные группы, включая социальные сети. Стараются постоянно быть на связи, активные пользователи Интернета, участники групп в социальных сетях. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение: денежное или моральное поощрение.
Современные подростки уже совершенно другие. Их детство происходит сейчас. Сегодня их называют поколение Z. Они изначально окружены новыми гаджетами и информацией, их общение сразу связано с социальными сетями, они окружены заботой родителей: игрушки, минимум наказаний и контроль безопасности. С другой стороны, проблема отцов и детей приобрела новую пиковую остроту, поскольку очень многим родителям «закрытой доинформационной» эпохи очень трудно принять новую реальность.
Современные родители пытаются психологически сопротивляться расширению цифровой среде и одновременно учить своих детей, в том числе по вопросам выбора профессии. В то же время их представления о профессиях перестают соответствовать действительности и тем более возможному будущему. Современный конструктор не стоит за кульманом, а работает с программным обеспечение для 3D проектирования (САПР).
Сегодня школьнику не следует выбирать профессию водителя. Еще лет 5-10 и их рабочие места водителей займут автопилоты. В некоторой степени проблема разрешается в семьях, где есть профессиональная династия: врачи, военные, учителя и т.д. Однако программы распознавания голоса и программы-переводчики скоро будут давать приличный уровень перевода и станут обычными приложениями на смартфонах. Как результат потребность в переводчиках, учителях и репетиторах иностранного языка резко снизится. С другой стороны, развивающееся общество потребует новых профессий, которых пока даже не существует.
Родители часто подсознательно осознают, что им сложно предложить своему ребенку какую-то конкретную профессию, ссылаясь на собственный опыт или опыт друзей, родственников и т.д., так как этот опыт часто не соответствует настоящему, а его использование в будущем вызывает значительные сомнения.
Внутренний конфликт в роли «заботливого родителя», который не знает, что предложить ребенку и фрустрации от давления все ускоряющегося общества, вызывает чувство бессилия. В свою очередь такое состояние индивидуально проявляться по-разному: как постоянная смена предложений о новых профессиях; давление на ребенка по вопросам учебы; обвинений в лени; ограничений его инициативы в самостоятельном выборе профессий и т.д.
Ответственная забота о будущем ребенка – это правильно, но методы, которые часто используют родители, ошибочны. В отличие от их собственного детства, когда стабильность в профессиональном выборе присутствовала или спектр профессий был узким, что позволяло выбрать профессию на всю жизнь, а система профориентации работала, у современных детей Z такого выбора нет. А значит весь опыт родителей, которые они получили почти не нужен. Сегодня делать так, как делали родители, нельзя. Вероятность изменения тенденций велика и ребенок может легко остаться на обочине трудовой жизни.
Проверьте себя, на сколько ваша текущая профессия влияет на ваши советы своему ребенку по выбору будущей профессии. Совсем небольшой Правильно ли Вы представляете будущую профессию своего ребенка даст Вам ответ на этот вопрос.
Вот почему так важен правильный выбор будущей профессии ребенка – знание его сильных и слабых сторон, его психологических особенностей. Также очень важно выбрать востребованную в обозримом будущем профессиональную область, освоение смежных специальностей, умение вовремя перестроиться.
Чтобы точно выбрать направление развития ребенка лучше всего пройти профориентационное тестирование. Подробно о важности, методах, используемых в профориентации и результатах, которые можно получить в ходе ее прохождения читайте здесь и в разделе Профориентация.