Нейропсихология изучает механизмы работы мозга ребенка, функционирование разных его структур, взаимодействие правого и левого полушарий. Нейропсихология позволяет выявить психические особенности вашего ребенка, объяснить причины отклонений в его поведении и раскрыть его потенциальные возможности.
Как определить, нужна ли вашему ребенку помощь нейропсихолога?
Проконсультироваться с нейропсихологом имеет смысл в любом случае. Даже если у вашего ребенка нет заметных отклонений от нормы. Нейропсихолог сможет выявить особенности его развития и подскажет Вам, на формировании каких навыков необходимо сосредоточить свое внимание, чтобы вырастить гармоничную личность.
Каждый родитель хорошо знает особенности своего ребенка. Обратите более пристальное внимание на его поведение. Вам следует проконсультироваться с нейропсихологом, если у ребёнка имеются:
- нарушения психомоторного развития (моторная неловкость, неуверенность в движениях, неуклюжесть);
- нарушения психического развития (снижена функция памяти, внимания, восприятия, логики);
- нарушения эмоциональной сферы (капризность, замкнутость, агрессивность, неусидчивость, тревожность, проблемы общения и контактов);
- нарушения сна, аппетита, ребенок часто болеет, ему свойственна склонность к диатезам и аллергии;
- невротические реакции (заикание, запинки в речи, тошнота и рвота, тики, навязчивые движения, фобии);
- проблемы обучения в школе (медлительность, низкая работоспособность, быстрая утомляемость, нарушения письма, счета, чтения);
- отставание по школьным предметам и нежелание ходить в школу;
- нарушены пространственные представления (не понимает или иногда путает, где лево, где право);
- проблемы самоконтроля, гиперактивность или дефицит внимания;
- если вам уже поставлен диагноз (ЗПР, СДВГ, ММД, аутизм или РАС, ЗРР, ОНР).
Нейропсихологическая диагностика также показана в случаях:
- ребенок левша или амбидекстр (может рисовать, писать или держать ложку и в левой и в правой руке);
- пишет зеркально, меняет и пропускает буквы, переставляет части слов при письме или чтении;
- около года занимается с логопедом и нет видимых результатов;
- ребенок не может построить высказывание, логический рассказ – сбивается, перескакивает, забывает мысль;
- ребенок не может скопировать самый простой рисунок;
- быстро утомляется, рассеянный, не слышит ваших вопросов, медлительный или слишком активен;
- получил родовую травму, было выдавливание, стимуляция, преждевременные роды;
- имел сотрясение мозга или другую травму головы, общий наркоз, гипо- или гипертонус;
- до трёх лет тяжело болел, были операции;
- были задержки или сдвиги психомоторного развития в 1-й год жизни, мало или совсем не ползал;
Иногда эти проявления проходят сами собой по мере взросления ребенка. Происходит компенсация работы отстающих участков головного мозга за счет хорошо развитых. Обычно это сопровождается большими затратами ресурсов головного мозга, что приводит либо к перегрузке нервной системы ребенка (утомлению, недомоганию и даже соматическим проявлениям), либо к отставанию в развитии других структур мозга.
Нейропсихолог же при помощи специально разработанных для вашего ребенка коррекционно-развивающих занятий помогает стимулировать развитие отстающих структур мозга ребенка. Как следствие пропадают данные проявления, возникают новые навыки, ребенку многое начинает даваться легко.
На практике работа нейропсихолога сводится к трем основным этапам:
- диагностика
- анализ результатов, разработка коррекционно-развивающей программы
- коррекционно-развивающие занятия
Запишитесь на нейропсихологическую диагностику
Узнайте лучше своего ребенка, чтобы правильно его развивать
Нейропсихологическая диагностика
Нейропсихологическая диагностика позволяет родителям не только понять особенности развития своего ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности. Дело в том, что развитие психических функций (восприятие, память, мышление, речь, движение, действие и пр.) идет неравномерно и преодолевает длительный путь становления, начиная с внутриутробного периода.
Ее проводят, обычно, для детей старше 3-х лет, когда ребенок уже понимает задания, может отвечать на вопросы, владеет рукой. Диагностика длится примерно 2-2,5 часа. В ходе диагностики собирается анамнез развития ребенка, начиная с периода беременности матери. При наличии исследований (ЭКГ, МРТ), проводится их анализ. Обязательно проверяется наличие эпиактивности. Потом ребенок в течение примерно 40 минут выполняет определенные задания (пробы): повторяет движения, которые ему показывает нейропсихолог, работает с карточками, отвечает на вопросы, решает логические задачки и пр. По результатам диагностики нейропсихолог готовит заключение, в котором отражает степень развития определенных структур головного мозга ребенка и развития психических и когнитивных функций.
Важно, чтобы нейропсихолог имел большой опыт проведения диагностических процедур. В нашем центре работают специалисты, которые провели около тысячи диагностирований детей.
Коррекционно-развивающая программа
Если выявляется отставание развития определенных структур ЦНС, то нейропсихолог разрабатывает специальную коррекционную программу занятий, чтобы «подтянуть» отстающие структуры в развитии.
По данной программе в дальнейшем и проводятся коррекционные занятия.
Коррекционно-развивающие занятия
После разработки развивающей программы можно приступить к самим занятиям. В их основе лежат методы сенсомоторной коррекции. Ребенок выполняет довольно простые упражнения. Не смотря на простоту, если у ребенка выявлены некоторые отклонения от нормы, эти упражнения могут по началу даваться ему с трудом. Вы не поверите, но некоторые дети не могут «кататься колбаской», выполнять одновременно простые движения обеими руками и пр.
Обычно коррекционно-развивающие занятия проходят под наблюдением преподавателя, но, несмотря на то, что многие из них могут выполняться и самостоятельно в домашней обстановке, делать это не рекомендуется. И вот почему:
- Некоторые упражнения заставляют ребенка выйти из «зоны комфорта», а это может приводить к конфликтам с родителем, проводящим занятия.
- Требуется определенный опыт: умение мотивировать, где-то проявить строгость, где-то вовремя похвалить, дать положительное подкрепление. Видеть степень напряжения или усталости ребенка, чтобы не перегрузить его.
- Если проводится групповое занятие, то нейропсихолог пользуется групповой динамикой, соревновательностью и пр.
- В некоторых упражнениях используются методические материалы (конструкторы, кубики, пирамидки, вращающиеся кресла, туннели, мячи, сенсорные коврики, кочки).
- Дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, вообще, лучше проводить специалисту, т.к. здесь много тонкостей.
Программа нейропсихологической коррекции включает в себя разные блоки, которые помогут развить и скорректировать работу отдельных или всех структур головного мозга – двигательные, дыхательные, упражнения на релаксацию, крупную и мелкую моторику, задания когнитивного и развивающего блока — на развитие памяти, речи, мышления, письма, чтения и т.д.
Нейропсихологическая коррекция оказывает общее положительное воздействие на развитие любого ребенка — улучшается эмоциональное состояние, повышается самооценка и уверенность в себе. Ребенок становится более спокойным, усидчивым и внимательным. За счет телесного и сенсорного блока упражнений укрепляются нейромускульные связи, улучшается иммунитет, моторика, координация, ловкость, работа вестибулярного аппарата.
Нейропсихологическая коррекция позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть трудности обучения, развития или общения!
Коррекционный нейропсихологический курс имеет несколько ступеней и обычно длится 2-6 месяцев. Но первые результаты родители обычно замечают уже спустя 2-4 недели. В конце коррекционного курса рекомендуется провести повторную нейропсихологическую диагностику для анализа результатов и динамики. Обычно занятие длится 45—50 минут. Опытный нейропсихолог использует инструменты мотивации ребенка, а при работе в группе — групповую динамику. Поэтому на занятия к хорошему нейропсихологу дети обычно ходят с большим удовольствием.
Запишитесь на нейропсихологическую диагностику
Узнайте лучше своего ребенка, чтобы правильно его развивать
Что еще почитать по нейропсихологии:
Диагностика детей дошкольного возраста
Практически все родители задаются вопросами: И, действительно, чтобы правильно развивать своего ребенка, необходимо знать его особенности. А узнать их можно, при помощи специальной диагностики, которая проводится по разному для детей […]
Проверка готовности ребенка к школе
Если ребенка правильно подготовить и отдать в школу, когда он будет готов к ней, то он будет с интересом учиться. Понимать важность этого, получать хорошие оценки, сам делать домашние задания, оставляя […]
Какого нейропсихолога предпочесть: частного или из психологического центра?
В этой статье мы рассмотрим особенности и отличия работы частного детского нейропсихолога и нейропсихолога, работающего в детском психологическом центре. 1. Частый нейропсихолог. Обычно частный нейропсихолог ведет свою практику на […]