Помочь ребенку выбрать профессию, в которой он сможет не только хорошо зарабатывать, но и самореализоваться — одна из сложнейших проблем, с которыми сталкиваются родители. Решение этой задачи происходит на нескольких уровнях, на каждом из которых есть собственные подводные камни. Если о них не знать, то можно получить большое число проблем, которые проявятся в отдаленной перспективе, когда ребенок будет сдавать ЕГЭ, учится в ВУЗе или начнет работать.
К таким проблемам относятся:
- оценка способностей ребенка, как основы для успешной трудовой деятельности в будущем;
- интересы ребенка, влияющие на мотивацию профессионального выбора;
- собственные интересы как осознанные, так и подсознательные;
- собственные профессиональные стереотипы, установки, опыт, кругозор и т.д., то есть то, что влияет на ребенка.
В основе деятельности любого живого существа, лежит мотивация, а именно причина в основе которой лежит удовлетворение потребности. Забота о потомстве — одна из базовых потребностей. Человек отличается от животных тем, что может ее осознать и проанализировать. Однако проблема остается, потому что полностью осознать и принять взвешенное решение нельзя, на это влияют наше бессознательное, стереотипы, установки и приобретенный опыт.
Часто родителям сложно помочь собственному ребенку сделать профессиональный выбор. Вроде предлагается профессия, которая полностью подходит его способностям, которая позволит получить хорошее образование, а в будущем зарабатывать приличные деньги. Однако, часто все предложения подростком отвергаются, а самостоятельный выбор профессии кажется родителю огромной глупостью, так как, по его мнению, у ребенка нет опыта. Попытки обсудить с ребенком будущую профессию, чтобы хоть как-то решить проблему профессионального выбора иногда доходят до конфликтов.
Влияние профессиональной деформации
Человеческий организм развивается постоянно. В детстве это обусловлено биологической программой развития организма. Развитие у взрослого связанно с адаптацией под условия окружения, трудовой деятельности, а позднее обуславливается процессами старения.
В целом профессия накладывает на человека определенный отпечаток в мышлении, организации деятельности, кругозоре, круге общения, оценке действительности и т.д. Это значительно влияет на методы и формы принятии решений, в том числе, когда взрослому необходимо помогать ребенку.
Собственный профессиональный опыт становится базисом, на который опирается поведение и принятие решений родителя. Офицер смотрит на решение семейных проблем, как на боевые приказы и проверяет их исполнение; бизнесмен рассматривает семейные проблемы через призму денег; программист — как последовательность вариативных событий наподобие алгоритма и т.д.
Все это влияет на формы помощи ребенку выбрать профессию. Почему так происходит?
Профессиональная династия и нарушения в предложении профессий
Во-первых, поведение родителей влияет на воспитание ребенка, причем даже не осознано. Ребенок подсознательно копирует своих родителей включая их профессиональный выбор. Так появляются династии врачей, военных, педагогов и т.д., в том числе и потому, что родители смогут помочь с местом работы, поделятся опытом в начале профессионального роста. Таким родителям часто сложно понять желание ребенка нарушить заведенный ход событий, даже ели они понимают, что способностей к семейной профессии у него нет или профессиональные интересы ребенка совершенно иные.
Во-вторых, родители обычно предлагают своим детям профессии, понятные в первую очередь им самим, то есть те, которые связаны со своей и смежными специальностями. Иногда предлагаются профессии родственников, друзей или знакомых, но даже в этом случае, решение принимается исходя из собственного понимания работы и заработков по этой специальности. Типичный пример: «Дядя Петя – бизнесмен иди учится на экономический, будешь много денег зарабатывать, а не как я баранку крутить». И не важно, что его сын хорошо рисует и уже умеет работать в 3D Max: «компьютеры – это не профессия, и ты уже от них в зависимость попал». Так очевидно?
В-третьих, изменения в структуре востребованных профессий. Сегодня технологии меняются так быстро, что родители не успевают понимать, что перспективно, а что нет. Опыт предыдущих поколения и даже собственный опыт становится все менее и менее нужным. Если ты не можешь предложить ребенку что-то нужное, то предлагаешь что-то ненужное, так как помогать чем-то надо. А когда ребенок отказывается от предложенных вариантов, это приводит к конфликтам.
Решение проблемы
Мы все хотим выглядеть в собственных глазах «хорошими» родителями». Если нет возможности помочь ребенку, то воспринимаем себя как «несостоявшегося», «плохого» родителя, это снижает нашу самооценку, заставляет нас нервничать и переживать, ведет к спорам и конфликтам с детьми. А учитывая возрастной период ребенка, таковые становятся очень эмоциональными, с переходом на личности и обоюдными обвинениями.
Если Вы осознаете, что проблема существует и сложно разрешаема в текущей ситуации, лучше всего обратиться к специалистам. Современная профориентация значительно продвинулась вперед по сравнению с прошлым, когда людей готовили в основном по специальностям, востребованным в промышленности. Сегодня профессий много: некоторые уходят с рынка труда, появляются новые.
Начать проще всего именно с себя, а именно определить насколько Ваша профессия влияет на представления о профессиональном выборе для ребенка. Потратьте 15 минут на бесплатный простой тест, и Вы поймете, накладывает ли ваша профессиональная деятельность отпечаток на ваши советы по выбору профессии своему ребенку.
Если Вы считаете, что хорошо знаете своего ребенка и можете давать ему советы в выборе профессии, то, на всякий случай, проверьте себя по чек-листу «что нужно знать о своем ребенке для правильного выбора его будущей профессии».