fbpx Skip to content
  • Выберите правильный путь карьерного развития подростка на основе его психотипа, интересов и навыков.
    Чему учиться, какие навыки развивать современному подростку, чтобы быть успешным. Ответы на страницах сайта.

Тест Векслера

В Российской Федерации для определения особенностей мышления и уровня развития интеллекта дошкольников и школьников применяется тест Векслера. Самое главное – тест имеет показатели, учитывающие возрастные особенности ребенка. Поэтому тест активно применяется в том числе и при прохождении ПМПК.

Проверьте развитие интеллекта своего ребенка

Запишитесь на диагностику по тесту Векслера

Что позволяет определить тест Векслера

Тест Векслера – одна из наиболее распространенных комплексных методик исследования интеллекта. Тест Векслера применяется для определения интеллектуального развития ребенка. Его результаты позволяют подтвердить или исключить диагнозы, связанные с нарушениями мышления. Тест применяется при диагностике состояний ребенка, связанных с нарушениями речевого развития, трудностями обучения, проявлениями гипер- и гипоактивности.

Тест Векслера является комплексным тестом с субтестами:

  • на вербальную (речевую)
  • и невербальную части.

Сравнительный анализ вербального и невербального интеллекта позволяет сделать выводы об общем уровне развития ребенка, нарушениях частного характера и определить направления коррекционной работы.

Результаты тестирования по методике Векслера позволяют:

  • оценить уровень развития умственных способностей, общей эрудиции;
  • выявить умственную отсталость и задержки в психическом развитии;
  • определить преобладающую форму мышления;
  • оценить объём памяти;
  • особенности познавательных процессов ребенка;
  • оценить возможные причин неуспеваемости у школьников;
  • спрогнозировать трудности в обучении.

В тесте Векслера не производится проверка навыков письма, чтения и счета, что отличает его от тестов IQ Айзенка.

Виды тестов Векслера

Тест несколько раз перерабатывался и адаптировался в России. Сегодня используются 3 типа тестов, предназначенных для разных возрастов:

  • WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) – для детей дошкольного возраста (от 2,5 до 7 лет).
  • WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children) — для школьников (5-16 лет);
  • WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale) – для взрослых (от 16 лет);

«Взрослая» версия (WAIS) адаптирована в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М. Бехтерева в 1956 г., последняя официальная адаптация WAIS проведена психологами СПбГУ в 1991 г.

Шкала интеллекта для детей (WISC) вышла в 1950 г. Вариант WISC-R издан в 1974 году. Шкала предназначена для тестирования детей в возрасте от 5 до 16,5 лет.  WISC адаптирован А.Ю. Панасюком в 1973 г. В 1992 году Ю. Филимоненко и В. Тимофеев провели новую адаптацию версии WAIS для унификации его с WAIS.

Официальная информация об адаптации версии теста Векслера в варианте WPPSI (дошкольный) отсутствует. Вариант адаптации WPPSI произведен М.Н Ильиной и опубликован в работе «Психологическая оценка интеллекта у детей» (СПб., изд. Питер, 2006). Несмотря, на то, что М.Н Ильина провела адаптацию дошкольной версии WPPSI, она указывает, что валидным для детей от 3 до 4 лет пока можно считать только тест Стэнфорда – Бине.

Задания (субтесты) методики Векслера

Всего в методике Векслера 12 групп заданий (субтестов): 10 основных и 2 дополнительных.

Субтесты разделены на 2 группы:

  • вербальные – для оценки вербально-логического интеллекта. Субтесты позволяют оценить уровень и качество общего развития и уровня образованности. Субтест измеряет: общую осведомлённость, способность строить умозаключения и обобщать, уровень словарного запаса, математические и логические способности, объем памяти.
  • невербальные для оценки характеристик восприятия менее зависимых от уровня знаний.  Невербальный показатель оценивает: пространственное мышление, способность соотносить части и целое, аналитико-синтетические способности, внимание.

Поскольку часть заданий включает работу с наглядными материалами (специальными кубиками, частями изображений, последовательными картинками, лабиринтами), то результаты диагностики обрабатываются исключительно вручную. Диагност подсчитывает баллы по каждому субтесту, сверяет их с нормативными таблицами, переводит результаты в стандартизированные единицы.

Процедура прохождения теста Векслера

Тест Векслера дает достаточно надежные и валидные результаты только, если ребенок сохраняет работоспособность.

Длительность тестирования порядка 1-1,5 ч. Это достаточно высокая нагрузка для ребенка, особенно дошкольника и требует высокой квалификации и значительного опыта от психолога для сохранения у ребенка активности, мотивации к выполнению заданий и работоспособности. Дошкольники часто показывают низкую устойчивость деятельности, что сопровождается ухудшением результатов в случае продолжительного выполнения тестовых заданий.  Когда ребенок значительно утомлен или отказывается от выполнения тестовых заданий, результаты тестирования искажены и могут привести к ошибочным выводам.

Для детей с ЗПР или дефектами сложной структуры результаты тестирования по Векслеру могут оказаться спорными. Например, у ребенка, выросшего с молчаливыми родителями, тестирование покажет низкие результаты, т.к. его визуальное и наглядно-действенное мышление развито лучше вербального. Поскольку ребенок развивался в норме, то начав читать, он сможет в достаточной мере восстановить свое речевое развитие, особенно если параллельно будет заниматься с логопедом. Пример показывает, что тест Векслера может только подтвердить ранее поставленный диагноз, но не даст представление о ведущем факторе в дефекте интеллекта и формах его компенсации.

На результаты тестирования по Векслеру оказывают влияние следующие объективные факторы: педагогическая запущенность, замедление психического развития при сенсорных и локальных дефектах, нарушения работы ЦНС вызванные органическими нарушениями и т.д.

На что обратить внимание

Если Вы хотите протестировать своего ребенка при помощи теста Векслера, обратите внимание на следующее:

  • тестировать можно старших дошкольников от 5 лет, используется вариант методики типа WISC. Дошкольники до 5 лет не справятся с заданиями варианта WISC, а вариант WPPSI для дошкольников 3-6 лет в России не адаптирован. Поэтому результаты тестирования можно поставить под сомнение, хотя исследования М.Н. Ильиной показывают их надежность. Если вашему ребенку меньше 5 лет и вам предложили пройти тест Векслера в методике 16 субтестов, то результаты тестирования можно ставить под сомнение;
  • различия между дифференцированными и общими результатами. Отдельные низкие результаты при прохождении субтестов, влияют на общий (генерализированный) показатель IQ;
  • могут быть значительные расхождения между результатами у ребенка с ЗПР, вызванной педагогической запущенностью и уровнем интеллекта, связанным с дефектом сложной структуры;
  • тест показывает симптоматику последствий нарушений работы головного мозга и их влияния на интеллект, но не всегда позволяет сделать выводы о причинах нарушений;
  • выводы об интеллектуальном развитии ребенка делаются без учета результатов тестов (могут просто не проводится, т.к. тестирование длительное), данных по анамнезу, текущего состояния ребенка и т.д.;
  • значительные требования к опыту психолога, проводящего тест. Ему необходимо поддерживать интерес к заданиям, мотивацию, активность и работоспособность у ребенка на протяжении значительного времени (до 1,5 часов) в условиях стрессовых для ребенка условиях.

Как подготовится к прохождению теста с дошкольником

Ребенок должен приходить на тестирование на пике интеллектуальной активности:

  • быть здоровым и отдохнувшим. Лучше не приходить на тестирование после школы, посещения бассейна, занятий в секции или с репетитором;
  • лучший день для прохождения тестирования – суббота или первые дни каникул. С одной стороны, сохраняется работоспособность, а с другой – отсутствует школьная нагрузка;
  • по времени для «жаворонков» лучше первая половина дня, для «сов» сразу после обеда.

Если школьники уже обычно готовы к прохождению тестирования и им психологическая подготовка не требуется, то для дошкольника, особенно если он первый раз участвует в подобном мероприятии, следует учесть следующие факторы:

  • перед тестированием постараться исключить эмоциональную и физическую активность;
  • предупредите, что с ним сначала поговорят, а потом будут работать с кубиками и картинками;
  • постарайтесь объяснить, что будут простые и интересные задания, которые должны будут ему понравиться.

Проверьте развитие интеллекта своего ребенка

Запишитесь на диагностику по тесту Векслера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Укажите свой e-mail, и мы вышлем Вам тесты с инструкцией.

Ваш e-mail (обязательно)

 

Укажите свой E-mail и отправьте форму для записи на тренинг.

Ваш e-mail (обязательно):

Отправьте свои контактные данные, мы созвонимся с Вами и подберем удобное для Вас время для диагностики.


Сообщение

Укажите свой телефон, и мы перезвоним Вам для консультации по профориентации.

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Укажите свой e-mail, загрузите рисунок и ответы на вопросы,
и мы вышлем Вам результаты расшифровки рисунка.

Ваш e-mail (обязательно)

Сообщение

 

Укажите свои данные и отправьте форму для записи на летний интенсив.

Ваше имя (обязательно):

Ваш телефон (обязательно):

Укажите e-mail, на который выслать чек-лист.

Ваш e-mail (обязательно)

Укажите e-mail, на который выслать пример отчета.

Ваш e-mail (обязательно)

 

Укажите свои данные и отправьте форму для консультации или записи на тренинг.

Ваше имя (обязательно):

Ваш телефон (обязательно):

Отправьте свои контактные данные, мы созвонимся с Вами и подберем удобное для Вас время для диагностики.

Ваше имя (обязательно):

Номер телефона (обязательно):

Метод сенсомоторной коррекции
Упражнения по методу сенсомоторной коррекцииПредставляет собой программу коррекционно-развивающих упражнений. Полностью безмедикаментозен.

В основе лежат упражнения, которые активизируют работу определенных структур головного мозга, тем самым “подтягивая” их в развитии.

Данный метод позволяет в 90-95% случаев получить впечатляющие результаты в развития даже “особенных” детей.

Проверка готовности ребенка к школеЭкспресс-диагностика – это сокращенный вариант комплексной нейропсихологической диагностики.

Она позволяет:

Важно:

Эти знания абсолютно необходимы для того, чтобы правильно развивать своего ребенка и раскрыть на 100% потенциал, заложенный в него природой.

Укажите свои данные и отправьте форму для записи на тренинг.

Ваше имя (обязательно):

Ваш телефон (обязательно):

Семинар для родителей Как общаться с подростком

Укажите свои данные и отправьте форму для записи на тренинг.

Ваше имя (обязательно):

Ваш телефон (обязательно):