В Российской Федерации для определения особенностей мышления и уровня развития интеллекта дошкольников и школьников применяется тест Векслера. Самое главное — тест имеет показатели, учитывающие возрастные особенности ребенка. Поэтому тест активно применяется в том числе и при прохождении ПМПК.
Проверьте развитие интеллекта своего ребенка
Запишитесь на диагностику по тесту Векслера
Что позволяет определить тест Векслера
Тест Векслера — одна из наиболее распространенных комплексных методик исследования интеллекта. Тест Векслера применяется для определения интеллектуального развития ребенка. Его результаты позволяют подтвердить или исключить диагнозы, связанные с нарушениями мышления. Тест применяется при диагностике состояний ребенка, связанных с нарушениями речевого развития, трудностями обучения, проявлениями гипер- и гипоактивности.
Тест Векслера является комплексным тестом с субтестами:
- на вербальную (речевую)
- и невербальную части.
Сравнительный анализ вербального и невербального интеллекта позволяет сделать выводы об общем уровне развития ребенка, нарушениях частного характера и определить направления коррекционной работы.
Результаты тестирования по методике Векслера позволяют:
- оценить уровень развития умственных способностей, общей эрудиции;
- выявить умственную отсталость и задержки в психическом развитии;
- определить преобладающую форму мышления;
- оценить объём памяти;
- особенности познавательных процессов ребенка;
- оценить возможные причин неуспеваемости у школьников;
- спрогнозировать трудности в обучении.
В тесте Векслера не производится проверка навыков письма, чтения и счета, что отличает его от тестов IQ Айзенка.
Виды тестов Векслера
Тест несколько раз перерабатывался и адаптировался в России. Сегодня используются 3 типа тестов, предназначенных для разных возрастов:
- WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) – для детей дошкольного возраста (от 2,5 до 7 лет).
- WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children) — для школьников (5-16 лет);
- WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale) – для взрослых (от 16 лет);
«Взрослая» версия (WAIS) адаптирована в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М. Бехтерева в 1956 г., последняя официальная адаптация WAIS проведена психологами СПбГУ в 1991 г.
Шкала интеллекта для детей (WISC) вышла в 1950 г. Вариант WISC-R издан в 1974 году. Шкала предназначена для тестирования детей в возрасте от 5 до 16,5 лет. WISC адаптирован А.Ю. Панасюком в 1973 г. В 1992 году Ю. Филимоненко и В. Тимофеев провели новую адаптацию версии WAIS для унификации его с WAIS.
Официальная информация об адаптации версии теста Векслера в варианте WPPSI (дошкольный) отсутствует. Вариант адаптации WPPSI произведен М.Н Ильиной и опубликован в работе «Психологическая оценка интеллекта у детей» (СПб., изд. Питер, 2006). Несмотря, на то, что М.Н Ильина провела адаптацию дошкольной версии WPPSI, она указывает, что валидным для детей от 3 до 4 лет пока можно считать только тест Стэнфорда – Бине.
Задания (субтесты) методики Векслера
Всего в методике Векслера 12 групп заданий (субтестов): 10 основных и 2 дополнительных.
Субтесты разделены на 2 группы:
- вербальные — для оценки вербально-логического интеллекта. Субтесты позволяют оценить уровень и качество общего развития и уровня образованности. Субтест измеряет: общую осведомлённость, способность строить умозаключения и обобщать, уровень словарного запаса, математические и логические способности, объем памяти.
- невербальные для оценки характеристик восприятия менее зависимых от уровня знаний. Невербальный показатель оценивает: пространственное мышление, способность соотносить части и целое, аналитико-синтетические способности, внимание.
Поскольку часть заданий включает работу с наглядными материалами (специальными кубиками, частями изображений, последовательными картинками, лабиринтами), то результаты диагностики обрабатываются исключительно вручную. Диагност подсчитывает баллы по каждому субтесту, сверяет их с нормативными таблицами, переводит результаты в стандартизированные единицы.
Процедура прохождения теста Векслера
Тест Векслера дает достаточно надежные и валидные результаты только, если ребенок сохраняет работоспособность.
Длительность тестирования порядка 1-1,5 ч. Это достаточно высокая нагрузка для ребенка, особенно дошкольника и требует высокой квалификации и значительного опыта от психолога для сохранения у ребенка активности, мотивации к выполнению заданий и работоспособности. Дошкольники часто показывают низкую устойчивость деятельности, что сопровождается ухудшением результатов в случае продолжительного выполнения тестовых заданий. Когда ребенок значительно утомлен или отказывается от выполнения тестовых заданий, результаты тестирования искажены и могут привести к ошибочным выводам.
Для детей с ЗПР или дефектами сложной структуры результаты тестирования по Векслеру могут оказаться спорными. Например, у ребенка, выросшего с молчаливыми родителями, тестирование покажет низкие результаты, т.к. его визуальное и наглядно-действенное мышление развито лучше вербального. Поскольку ребенок развивался в норме, то начав читать, он сможет в достаточной мере восстановить свое речевое развитие, особенно если параллельно будет заниматься с логопедом. Пример показывает, что тест Векслера может только подтвердить ранее поставленный диагноз, но не даст представление о ведущем факторе в дефекте интеллекта и формах его компенсации.
На результаты тестирования по Векслеру оказывают влияние следующие объективные факторы: педагогическая запущенность, замедление психического развития при сенсорных и локальных дефектах, нарушения работы ЦНС вызванные органическими нарушениями и т.д.
На что обратить внимание
Если Вы хотите протестировать своего ребенка при помощи теста Векслера, обратите внимание на следующее:
- тестировать можно старших дошкольников от 5 лет, используется вариант методики типа WISC. Дошкольники до 5 лет не справятся с заданиями варианта WISC, а вариант WPPSI для дошкольников 3-6 лет в России не адаптирован. Поэтому результаты тестирования можно поставить под сомнение, хотя исследования М.Н. Ильиной показывают их надежность. Если вашему ребенку меньше 5 лет и вам предложили пройти тест Векслера в методике 16 субтестов, то результаты тестирования можно ставить под сомнение;
- различия между дифференцированными и общими результатами. Отдельные низкие результаты при прохождении субтестов, влияют на общий (генерализированный) показатель IQ;
- могут быть значительные расхождения между результатами у ребенка с ЗПР, вызванной педагогической запущенностью и уровнем интеллекта, связанным с дефектом сложной структуры;
- тест показывает симптоматику последствий нарушений работы головного мозга и их влияния на интеллект, но не всегда позволяет сделать выводы о причинах нарушений;
- выводы об интеллектуальном развитии ребенка делаются без учета результатов тестов (могут просто не проводится, т.к. тестирование длительное), данных по анамнезу, текущего состояния ребенка и т.д.;
- значительные требования к опыту психолога, проводящего тест. Ему необходимо поддерживать интерес к заданиям, мотивацию, активность и работоспособность у ребенка на протяжении значительного времени (до 1,5 часов) в условиях стрессовых для ребенка условиях.
Как подготовится к прохождению теста с дошкольником
Ребенок должен приходить на тестирование на пике интеллектуальной активности:
- быть здоровым и отдохнувшим. Лучше не приходить на тестирование после школы, посещения бассейна, занятий в секции или с репетитором;
- лучший день для прохождения тестирования – суббота или первые дни каникул. С одной стороны, сохраняется работоспособность, а с другой — отсутствует школьная нагрузка;
- по времени для «жаворонков» лучше первая половина дня, для «сов» сразу после обеда.
Если школьники уже обычно готовы к прохождению тестирования и им психологическая подготовка не требуется, то для дошкольника, особенно если он первый раз участвует в подобном мероприятии, следует учесть следующие факторы:
- перед тестированием постараться исключить эмоциональную и физическую активность;
- предупредите, что с ним сначала поговорят, а потом будут работать с кубиками и картинками;
- постарайтесь объяснить, что будут простые и интересные задания, которые должны будут ему понравиться.
Проверьте развитие интеллекта своего ребенка
Запишитесь на диагностику по тесту Векслера
Добрый день, Владислав. Мы находимся в Мюнхене. Ребенку 12 лет. Можно ли провести диагностику онлайн? С уважением, Надежда Запорожец
Мы сейчас готовимся к проведению дистанционных диагностик, т.к. большое количество запросов идет из регионов, где, к нашему сожалению, практически нет грамотных специалистов.
Единственная проблема — во время проведения проб нужно, чтобы у ребенка были стимульные материалы. Что-то, конечно, можно просто распечатать на принтере, но есть материалы, которые и распечатать нельзя, например, кубики, а покупать ради одной диагностики нецелесообразно. В общем, подбираем сейчас правильные пробы, чтобы диагностика не теряла в качестве.
здравствуйте! Возник вопрос. Как часто можно смотреть ребенка по тесту Векслера? Знаю, что где- то были рекомендации — не чаще одного раза в год.
Один-два раза в год.
Здравствуйте, вопрос такой: Какая характеристика требуется и от какого специалиста детского сада- логопеда или педагога-психолога (ребенку 4 года) на прохождение теста Векслера?
Здравствуйте. Вы можете пройти тест Векслера и без характеристики какого-либо специалиста.
Здравствуйте, вопрос такой: какая и от какого специалиста детского сада требуется характеристика (ребенку 4 года) логопеда, педагога-психолога для прохождения теста Векслера по месту требования?
Здравствуйте. Вы можете пройти тест Векслера и без характеристики какого-либо специалиста.