fbpx Skip to content
  • Выберите правильный путь карьерного развития подростка на основе его психотипа, интересов и навыков.
    Чему учиться, какие навыки развивать современному подростку, чтобы быть успешным. Ответы на страницах сайта.

Что нужно знать о становлении речи ребенка. Реальная история.

Из данной статьи вы узнаете, какие элементы развития ребенка нужно контролировать и какие навыки формировать, чтобы у ребенка правильно формировалась речь. Увидите, как на практике незнание некоторых особенностей формирования речи детей может привести к неприятным последствиям в развитии речи ребенка.

Для примера, крайне важно отслеживать сроки, когда ребенок начал:

  • Реагировать (например, улыбаться) на звук колокольчика или погремушки, узнавать материнский голос, поворачивать голову на знакомый голос.
  • Реагировать на музыку, двигаться под нее.
  • Издавать звуки, когда взрослый улыбается или щекочет.
  • Пользоваться голосом для выражения эмоций (не только плачем).
  • Гулить, лепетать, издавать и копировать первые звуки, использовать разное количество звуков и слов в определенном возрасте (соответствие возрастным нормам по всем параметрам).
  • Называть маму «ма-ма» (осмысленно).
  • Распознавать названия знакомых предметов.
  • Реагировать (например, останавливаться), услышав свое имя.
  • Подражать знакомым действиям матери и выражению лица взрослого.

А теперь реальная история.

Коленька Н. веселый и активный мальчишка, который рос и воспитывался в обычной любящей семье. Своим озорством постоянно дарил положительные эмоции маме и папе. В 1,2 года невролог, у которого наблюдался ребенок, посоветовал им пройти тест KID-R. Ну раз невролог сказал, нужно сделать. Благо никуда ехать не нужно, это заняло полчаса одного уютного семейного вечера. Даже интересно было вспомнить, как развивался Коленька, немного поностальгировать.
Тест показал отставание некоторых навыков и рефлексов. Например, Коля не отзывался на свое имя, отказывался от твердой еды, мало ползал, рано пошел. Но родители не придали этому значения. Ведь, по их мнению, ребёнок развивался не хуже сверстников. Даже раньше других пошел.

А в два года у Коли проявилось достаточно сильное отставание в речи.
Давайте разберемся, что же пошло не так, и можно ли было этого избежать?
Для этого мы должны понять, какие факторы влияют на развитие речи и какие ранние проявления нормального ее развития существуют.
Если совсем коротко, то на становление речи влияют:

Фактор, влияющий на речьЧто необходимо отслеживать
формирование вниманияреакции ребенка на новые стимулы, способность удерживать взгляд и внимание на предметах и людях, взаимодействовать с ними
ранний подражательный рефлексреакции ребенка на обращенные к нему действия взрослого, какие подражания есть
слухреакции на звуковые воздействия, умение различать звуки, в том числе фонемы
артикуляционный аппаратдыхание, плач, визг, крик, гуление, лепет, произнесение слов
энергетическое обеспечение психики ребенкареакции, моторика, тонус


Есть еще большое количество навыков, влияющих на речь, в соответствии со сроками их проявления.

Но вернемся к нашему Коленьке. Он, например, не откликался на свое имя до 1,2 лет. Выяснилось, что в семье его, как только не называли, причем все родственники по-разному: и «бусенка» и «рыбка» и «киска», но только не Коля, Коленька. А к 3-м годам у ребенка закладываются основы формирования «Я-концепции». Как же она будет формироваться, если у ребенка долгое время нет имени?! А это, в свою очередь, отрицательно повлияет на познавательные и социальные навыки ребенка, его самооценку.


Не меньшее отрицательное воздействие оказало и пищевое поведение – ребенка долгое время кормили только жидкой едой, потому что от твердой еды «он отказывался», не ел самостоятельно и «очень любил, когда его кормят».


С определенного возраста ребенок обязательно должен начать сам принимать в том числе и твердую пищу. Она формирует болюс – пищевой комок, который перекатываясь во рту, запускает работу сенсорной системы артикуляционного аппарата ребенка. Без активности сенсорной системы не может правильно развиваться и моторная система, отвечающая за речь. Мозг, не получая необходимых сигналов, просто не понимает, как управлять щеками, языком, губами для формирования речи.


И вы, наверное, уже поняли, насколько просто было изменить поведение взрослых, чтобы Коля вернулся к правильному развитию. Хотя с принятием пищи пришлось приложить большие усилия. И с речью пришлось правильно поработать, и она пришла к возрастной норме к 2,5 годам. А если бы родители знали об этом раньше, то этих проблем вообще можно было бы избежать.

Мы с вами обсудили факторы, влияющие на формирование речи ребенка, а не менее важно отслеживать еще и развитие:

  • двигательной активности ребенка (мелкой и крупной моторики),
  • познавательной сферы (развитие внимания, любопытства; определенных действий с предметами и пр.);
  • навыков самообслуживания (особенно пищевого поведения и ухода за собой);
  • социальной сферы (взаимодействие с окружающими людьми).

Большая часть учебных и поведенческих проблем ребенка в школе родом из раннего детства.

Поэтому так важно следить за формированием навыков ребенка. Изменив окружающую ребенка среду и поведение взрослых, можно активно и правильно формировать навыки, а, следовательно, и психику ребенка. А разве не это основная задача каждого осознанного и заботливого родителя?!

Для контроля развития навыков есть специальные тесты-опросники. Самые точные – KID-R (от 2 до 14 месяцев) и CDI (от 15 месяцев до 3,6 лет). В них собраны все основные возрастные нормы данных возрастов. Причем нормы определены при помощи обширных исследований. Опросники адаптированы для России.

20-30 минут и Вы будете точно знать, какие навыки у вашего ребенка опережают свои сроки, какие сформировались в рамках нормы, появление каких навыков можно ожидать в ближайшее время, а какие необходимо подтянуть до нормативного уровня.

Мы бы рекомендовали делать такие замеры систематически, потому что очень важно отслеживать динамику изменения навыков в зависимости от возраста ребенка, изменения окружающей ребенка среды. Это показывает нейропластичность и активность психики – а это очень важные показатели развития ребенка.

Пройти тест опросник и узнать, как развивается ваш ребенок Вы можете здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Укажите свой e-mail, и мы вышлем Вам тесты с инструкцией.

    Ваш e-mail (обязательно)

     

      Укажите свой E-mail и отправьте форму для записи на тренинг.

      Ваш e-mail (обязательно):

      Отправьте свои контактные данные, мы созвонимся с Вами и подберем удобное для Вас время для диагностики.


        Сообщение

        Укажите свой телефон, и мы перезвоним Вам для консультации по профориентации.

          Ваше имя (обязательно)

          Ваш телефон (обязательно)

          Укажите свой e-mail, загрузите рисунок и ответы на вопросы,
          и мы вышлем Вам результаты расшифровки рисунка.

            Ваш e-mail (обязательно)

            Сообщение

             

              Укажите свои данные и отправьте форму для записи на летний интенсив.

              Ваше имя (обязательно):

              Ваш телефон (обязательно):

              Укажите e-mail, на который выслать чек-лист.

                Ваш e-mail (обязательно)

                Укажите e-mail, на который выслать пример отчета.

                  Ваш e-mail (обязательно)

                   

                    Укажите свои данные и отправьте форму для консультации или записи на тренинг.

                    Ваше имя (обязательно):

                    Ваш телефон (обязательно):

                    Отправьте свои контактные данные, мы созвонимся с Вами и подберем удобное для Вас время для диагностики.

                      Ваше имя (обязательно):

                      Номер телефона (обязательно):

                      Метод сенсомоторной коррекции
                      Упражнения по методу сенсомоторной коррекцииПредставляет собой программу коррекционно-развивающих упражнений. Полностью безмедикаментозен.

                      В основе лежат упражнения, которые активизируют работу определенных структур головного мозга, тем самым “подтягивая” их в развитии.

                      Данный метод позволяет в 90-95% случаев получить впечатляющие результаты в развития даже “особенных” детей.

                      Проверка готовности ребенка к школеЭкспресс-диагностика – это сокращенный вариант комплексной нейропсихологической диагностики.

                      Она позволяет:

                      Важно:

                      Эти знания абсолютно необходимы для того, чтобы правильно развивать своего ребенка и раскрыть на 100% потенциал, заложенный в него природой.

                        Укажите свои данные и отправьте форму для записи на тренинг.

                        Ваше имя (обязательно):

                        Ваш телефон (обязательно):

                        Семинар для родителей Как общаться с подростком

                          Укажите свои данные и отправьте форму для записи на тренинг.

                          Ваше имя (обязательно):

                          Ваш телефон (обязательно):