МЕТОДИКА РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В современном обществе профессиональная ориентация становится значимой темой. Приобретает большую актуальность вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.
Основной задачей обучения, воспитания и развития становится подготовка школьников к обоснованному выбору профессии. Этот критерий и является созданием методики ранней профориентации младших школьников.
Профоориентационная работа сегодня — неотъемлемая часть программы улучшения качества образования.
Цель данной методики — это расширение знаний о мире профессий, изучение собственных интересов, поведения в коллективе, формирование осознанного понимания профессионального выбора. Умение выделить важное и сделать свой собственный выбор.
Сейчас увеличивается потребность среди родителей развивать и обучать детей с раннего возраста. Новые образовательные и развивающие услуги способствую формированию ранней профориентации. Еще в дошкольном детстве ребята знакомятся с профессиональной деятельностью своих родителей. С приходом ребенка в школу расширяются представления о современных и перспективных профессиях, ребята получают новые знания и умения.
Благодаря ранней профориентации младшие школьники смогут определиться в дальнейшем профессиональном выборе, познакомившись с миром профессий.
Более глубокая подготовка по профессиональному определению продолжается в средних и старших классах. Такая работа позволяет еже четко определиться с выбором специальности
При анализе практики профессиональной ориентации младших школьников выявлено несколько недостатков:
- Минимальное количество времени уделяется развитию личности и интересов детей;
- Недостаточная информированность школьников о современных профессиях;
- Отсутствие интеграции профессиональной работы и изучения предметных дисциплин;
- Незначительное количество занятий со школьным психологом по данном профилю, просветительская деятельность, игры, тренинги.
За последнее время вопросом профориентации в начальной школе занимались такие ученые, как Т.В. Васильева, О.Ю. Элькина, С.Н. Чистякова и др. Основными аспектами профориентации в начальной школе они считали добросовестное отношение к учебной деятельности и труду понимание своей социальной роли, развитие интересов к профессии с помощью практической и предметной деятельности.
Изучив данных авторов и основываясь на психофизиологических особенностях данного возраста, была создана методика ранней профориентации.
За основу берется изучение интересов и увлечений ребят и опросник командных ролей в группе детей. Также используются эмоциональные и коммуникативные игры, показывающие взаимоотношения между детьми. Тренинговых игры и упражнения, отражающие знания детей о профессиях.
Область применения данной методики – это общеобразовательные школы, частные школы, детские центры и студии. Возможна индивидуальная форма проведения тестирования ребенка.
Возраст детей 8 — 11 лет – количество не более 25 человек.
Необходимое время – 45 минут — 1 час. Проводится в два этапа.