МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ (МПС)
Данная методика рассчитана на возраст детей от 13-18 лет. Этот возраст, характерен тем, что ребята подростки начинают уже интересоваться будущей специальностью, посещать семинары, лекции, участвовать в предметных олимпиадах и конференциях.
Им свойственно конечно прислушиваться к советам взрослых, т.е. своих родителей. Но выбор профессиональный необходимо делать не маме с папой и не старшим братьям, сестрам, а только самостоятельно. Это собственный выбор, который человек совершает осознанно и обдуманно.
Подходить к профессиональному самоопределению необходимо очень основательно: используя разные методики, изучая статьи о современных специальностях, спрос на рынке труда, посещая открытые мероприятия и встречи на факультетах ВУЗов и СУЗов.
Сейчас во всем мире созданы профконсультационные центры, студии по профориентации в школах, колледжах и институтах. С подростками работают специалисты профконсультанты, они помогают определить направление. В будущей специальности. Предлагается каждому подростку пройти несколько тестовых исследований, поучаствовать в ролевых играх и тренингах. Это способствует более глубоко и широко взглянуть на мир современных специальностей и выбрать для себя приоритетные.
В процессе учебной деятельности дети привыкают обучаться в определенном социуме — учебной группе. В обществе также часто приходится сталкиваться с разными коллективами и выполнять групповые работы. И даже, у каждого есть свой микросоциум, где ему хорошо и комфортно – это круг друзей и близких людей. Но, встречаются такие личности, которым спокойно и интересно совершать работу одному, выполнять и принимать активное участие в собственном проекте, например.
Базовые тесты, которые часто использовались за последние годы в нашей стране:
— типология профессионального и личностного самоопределения Е.А. Климова – разработал тест, в котором выдел пять профилей по принципу взаимодействия человека с предметом труда: человек – природа; человек – знаковая система, человек – человек, человек – художественный образ и человек – техника.
— зарубежный автор Дж. Холланд предложил модель взаимосвязи структуры личности и профессионального выбора. Он выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности:
- реалистический — создание материальных и технических вещей;
- интеллектуальный — основа умственный труд;
- социальный – общение, социальная среда;
- конвенциональный – структурированная деятельность;
- предпринимательский – руководство и управление, бизнес;
- художественный – искусство и творчество.
— профоориентационная методика Н. С. Пряжникова — основанная на утверждениях различных трудовых действий. Задача старшеклассников осознать свою личную готовность к видам профессионального труда.
— тест одного из известных специалистов в области командообразования Р. Мередит Белбин выделяет девять командных ролей. Каждый член команды играет не одну, а часто две, даже три или четыре командные роли. Для того, чтобы добиться успеха в работе команды, необходимо подбирать людей, обладающих такими качествами, чтобы были задействованы все роли.
Анализ таких типологий показывает, что они отражают ту политическую и экономическую ситуацию, которая показывает особенности общества в данное время. Сейчас, если ориентироваться на эти методики при всей их привлекательности, доступности и эффективности они уже немного устарели и не отражают ситуацию, сложившуюся в современной России.
Чтобы профконсультант опирался на более адекватную ситуации типологию, следует либо специально разрабатывать новые методы, либо искать какую-то универсальную типологию, адекватную современной позиции российского общества.
В связи с этим, была разработана методика профессионального самоопределения (МПС), учитывающая все изменения, происходящие в нашей стране, а также отношения учащихся к выбору специальности, их взаимоотношения в группах и проявления личностных интересов.
Для более точного и полного исследования профессиональных склонностей методика включает в себя два тестовых блока.
В первом содержится — определение командных ролей для организации своего будущего профессионального профиля. Здесь учитываются сильные и слабые стороны личности и подбор в соответствии с ними сферы профессиональной деятельности.
Во втором тестовом блоке – формирование профессионального профиля на основе собственных интересов и склонностей. Представлены утверждения в тестовой форме, где подросток самостоятельно определяет, то, что нравится и чем он занимается. Далее проверяется сочетание профилей, чтобы более четко определиться с критерием выбора профессии.
Основной целью методики профессионального самоопределения (МПС) становится – изучение среди подростков стиля поведения в группе, определение типа командных ролей. Показать использование своих личных навыков и умений для будущей профессий и определить правильный профиль своей специальности..
Задачами данной методики являются:
- исследование командных ролей с учетом современного общества;
- соотнесение поведения в команде со своими возможностями;
- выявление профессиональных склонностей и интересов;
- определения профиля подходящих специальностей;
- сочетание командной роли и профессионального выбора.
Опросники рассчитаны на возраст детей от 13 до 18 лет. Также можно проводить тестирование среди ребят средних учебных заведений, которые планирую в дальнейшем получить высшее образование в другом направлении.
Для проведения самого тестирования необходимо учитывать возрастные особенности и рекомендуется разделить на следующие группы:
- 13 -15 лет — интересы только изучаются через свои увлечения, возможности, потребности;
- 15 — 16 лет — осознание профессионального выбора, «какая сфера деятельности мне ближе?»
- 17 -18 лет — определение конкретного профиля, учитывается уже не только интерес, но и востребованность, нужность на рынке труда.
Количество в группах – не более 15 человек.
Необходимое время – 1,5 — 2 часа.