Skip to content
  • Выберите правильный путь карьерного развития подростка на основе его психотипа, интересов и навыков.
    Чему учиться, какие навыки развивать современному подростку, чтобы быть успешным. Ответы на страницах сайта.

Профориентация школьников старших классов

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ (МПС)

Методика профессионального самоопределения подростков

Данная методика рассчитана на  возраст детей от 13-18 лет. Этот возраст, характерен тем, что ребята подростки начинают уже интересоваться будущей специальностью, посещать семинары, лекции, участвовать в предметных олимпиадах и конференциях.

Им свойственно конечно прислушиваться к советам взрослых, т.е. своих родителей. Но выбор профессиональный необходимо делать не маме с папой и не старшим братьям, сестрам, а только самостоятельно. Это собственный выбор, который человек совершает  осознанно и обдуманно.

Подходить к профессиональному самоопределению необходимо очень основательно: используя разные методики, изучая статьи о современных специальностях, спрос на рынке труда, посещая открытые мероприятия и встречи на факультетах ВУЗов и СУЗов.

Сейчас во всем мире созданы профконсультационные центры, студии по профориентации в школах, колледжах и институтах. С подростками работают специалисты профконсультанты, они помогают  определить направление. В будущей специальности. Предлагается каждому подростку пройти несколько тестовых исследований, поучаствовать в ролевых играх и тренингах. Это способствует более глубоко и широко взглянуть на мир современных специальностей и выбрать для себя приоритетные.

В процессе учебной деятельности дети привыкают  обучаться в определенном социуме – учебной группе. В обществе также часто приходится сталкиваться с разными коллективами и выполнять групповые работы. И даже, у каждого есть свой микросоциум, где ему хорошо и комфортно – это круг друзей и близких людей. Но, встречаются такие личности, которым спокойно и интересно совершать работу одному, выполнять и принимать активное участие в собственном проекте, например.

Базовые тесты, которые часто использовались за последние годы в нашей стране:

– типология профессионального и личностного самоопределения  Е.А. Климова – разработал тест, в котором выдел пять профилей по принципу взаимодействия человека с предметом труда:  человек – природа; человек – знаковая система, человек – человек, человек – художественный образ и человек – техника.

– зарубежный автор Дж. Холланд предложил модель взаимосвязи структуры личности и профессионального выбора. Он выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности:

  • реалистический – создание материальных и технических вещей;
  • интеллектуальный  – основа умственный труд;
  • социальный – общение, социальная среда;
  • конвенциональный – структурированная деятельность;
  • предпринимательский – руководство и управление, бизнес;
  • художественный – искусство и творчество.

– профоориентационная методика Н. С. Пряжникова  – основанная на утверждениях различных трудовых действий. Задача старшеклассников осознать свою личную готовность к видам профессионального труда.

– тест одного из известных специалистов в области командообразования Р. Мередит Белбин выделяет девять командных ролей. Каждый  член команды играет не одну, а часто две, даже три или четыре командные роли. Для того, чтобы добиться успеха в работе команды, необходимо подбирать людей, обладающих такими качествами, чтобы были задействованы все роли.

Анализ таких типологий показывает, что они отражают ту  политическую и экономическую ситуацию, которая показывает особенности общества в данное время. Сейчас, если ориентироваться на эти методики при всей их  привлекательности, доступности и  эффективности они уже немного устарели и не отражают ситуацию, сложившуюся в современной России.

Чтобы профконсультант опирался на более адекватную ситуации типологию, следует либо специально разрабатывать новые методы, либо искать какую-то универсальную типологию, адекватную современной позиции российского общества.

В связи с этим,  была разработана методика профессионального самоопределения (МПС), учитывающая все изменения, происходящие в нашей стране, а также отношения учащихся к выбору специальности, их взаимоотношения в группах и проявления личностных интересов.

Для более точного и полного исследования профессиональных склонностей методика включает в себя два тестовых блока.

В первом содержится  – определение командных ролей для организации своего будущего профессионального профиля. Здесь учитываются  сильные и слабые стороны личности и подбор в соответствии с ними сферы профессиональной деятельности.

Во втором тестовом блоке –  формирование профессионального профиля на основе собственных интересов и склонностей.  Представлены  утверждения в тестовой форме, где подросток самостоятельно определяет, то, что нравится и чем он занимается. Далее проверяется сочетание профилей, чтобы более четко определиться с критерием выбора профессии.

Основной  целью методики профессионального самоопределения (МПС) становится – изучение среди подростков стиля поведения в группе, определение типа командных ролей. Показать  использование своих личных навыков и умений для будущей профессий и определить правильный профиль своей специальности..

Задачами данной методики являются:

  1. исследование командных ролей с учетом современного общества;
  2. соотнесение поведения в команде со своими возможностями;
  3. выявление профессиональных склонностей и интересов;
  4. определения профиля подходящих специальностей;
  5. сочетание командной роли и профессионального выбора.

Опросники рассчитаны на возраст детей от 13  до 18 лет. Также можно проводить тестирование среди ребят средних учебных заведений, которые планирую в дальнейшем получить высшее образование в другом направлении.

Для проведения самого тестирования необходимо учитывать возрастные особенности и рекомендуется разделить на следующие группы:

  1. 13 -15 лет – интересы только изучаются через свои увлечения, возможности, потребности;
  2. 15 – 16 лет – осознание профессионального выбора, «какая сфера деятельности мне ближе?»
  3. 17 -18 лет – определение конкретного профиля, учитывается уже не только интерес, но и востребованность, нужность на рынке труда.

Количество в группах – не более 15 человек.

Необходимое время – 1,5 – 2 часа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Укажите свой e-mail, и мы вышлем Вам тесты с инструкцией.

Ваш e-mail (обязательно)

 

Укажите свой E-mail и отправьте форму для записи на тренинг.

Ваш e-mail (обязательно):

Отправьте свои контактные данные, мы созвонимся с Вами и подберем удобное для Вас время для диагностики.


Ваш e-mail (обязательно):

Сообщение

Укажите свой телефон, и мы перезвоним Вам для консультации по профориентации.

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Укажите свой e-mail, загрузите рисунок и ответы на вопросы,
и мы вышлем Вам результаты расшифровки рисунка.

Ваш e-mail (обязательно)

Сообщение

 

Укажите свои данные и отправьте форму для записи на летний интенсив.

Ваше имя (обязательно):

Ваш телефон (обязательно):

Укажите e-mail, на который выслать чек-лист.

Ваш e-mail (обязательно)

Укажите e-mail, на который выслать пример отчета.

Ваш e-mail (обязательно)

 

Укажите свои данные и отправьте форму для консультации или записи на тренинг.

Ваше имя (обязательно):

Ваш телефон (обязательно):