Skip to content
  • Выберите правильный путь карьерного развития подростка на основе его психотипа, интересов и навыков.
    Чему учиться, какие навыки развивать современному подростку, чтобы быть успешным. Ответы на страницах сайта.

Готовность ребенка к школе. Что обязательно нужно знать.

Готовность ребенка к школе, как проверитьЕсли ребенка правильно подготовить и отдать в школу, когда он будет готов к ней, то он будет с интересом учиться, понимая важность этого, получать хорошие оценки, сам делать домашние задания, оставляя Вам время для себя. В общем, будет успешным учеником.

А как правильно определить, готов ли ребенок к школе и вообще к обучению, используя специальные простые, но профессиональные тесты, мы и расскажем в этой статье.

Мы не будем давать Вам “общих” рекомендаций по подготовке к школе, типа развивайте руку ребенка, больше рисуйте или пишите с ним.

Мы дадим Вам более важные знания:

  1. Понимание двух главных принципов, которые имеют решающее влияние на развитие ребенка и его готовность к обучению в школе.
  2. Профессиональные инструменты для оценки зрелости структур головного мозга ребенка, отвечающих за речь, чтение, письмо, счет, самоконтроль и внимание, память и т.д. И, как следствие, оценку общей готовности ребенка к обучению в школе.
  3. Расскажем о простых, но очень эффективных упражнениях, которые помогают ускоренно подготовить интеллектуально и психологически ребенка к школе.

Многие пишут, что готовность ребенка к школе определяется его физическим, психологическим, интеллектуальным, педагогическим, мотивационным, социальным, эмоциональным и так далее развитием ребенка. Это все правильно! Но что лежит в основе этой готовности?

Что же определяет развитие ребенка? Ответ простой – МОЗГ!

И мы покажем Вам, как знание этого позволит Вам не только правильно определить готовность ребенка к школе, но и эффективно подготовить ребенка к ней.

 

Содержание статьи:

  1. В 6 или 7 лет отдавать ребенка в школу? 
  2. Два главных принципа в формировании навыков (чтение, письмо, счет и пр.). Что бывает, если их не учесть.
  3. Основной критерий готовности ребенка к школе.
  4. Как проверить готовность к письму, письменной речи.
  5. Как диагностировать интеллектуальную и психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
  6. Что делать, если ребенок не соответствует возрастным нормам и не готов к школе.

 

Когда отдавать ребенка в школу?

Слава Богу, мода отдавать детей в школу в 6 лет прошла. К родителям пришло понимание, что если ребенка отдать в школу в 6 лет, а он не готов к ней, то ничего хорошего из этого не выйдет.

В первом классе вы как-то еще продержитесь, а вот во втором, когда учителя начнут требовать дисциплину и ставить оценки –  появятся первые проблемы: плохие оценки и поведение, нежелание ходить в школу, низкая самооценка и даже психосоматические проявления (сколиоз, тики, неврозы, заикание и пр.)

Из-за оценок ребенок начинает сравнивать себя с другими учениками. Задавать неприятные вопросы: “Мама, я что тупой?” Пострадает самооценка и мотивация к обучению. Проблемы будут нарастать снежным комом. К 13-14 годам (пубертат, переходный возраст) с некоторыми из проблем будет очень сложно справиться. И все это из-за желания родителей сэкономить лишний год для ребенка? Разве оно того стоит?!

Считается, что отдавать в школу ребенка нужно, когда он уже умеет читать, немного писать, производить простые арифметические действия. Но на эти навыки имеет влияние очень много факторов. Основной – это тренировка вплоть до дрессировки. Так ребенок может читать, но не понимать прочитанное. А что же на самом деле лежит в основе формирования тех или иных навыков? Зрелость структур головного мозга, которые определяют психические функции, отвечающие за определенную деятельность и навыки.

Вывод простой – отдавать ребенка в школу нужно не в 6, и не в 7 лет, а не раньше, чем сформировались соответствующие структуры головного мозга, управляющие деятельностью, которая необходима в школе. Как это проверить, диагностировать, мы расскажем дальше.

А самое главное – мозг ребенка пластичен до, примерно 12-15 лет. И при помощи специальных упражнений можно стимулировать в развитии те или иные структуры, и тем самым ускорить развитие ребенка, подготовив его к школе к определенному сроку.

А когда же нужно давать те или иные навыки ребенку, когда учить чтению, письму, арифметике и т.д., чтобы вовремя подготовить ребенка к школе?

А вот тут мы переходим к двум главным принципам гармоничного развития ребенка.

 

Два главных принципа гармоничного развития ребенка.

ПРИНЦИП ПЕРВЫЙ
Готовить ребенка к школе, обучая его тем или иным навыкам (речь, письмо, счет) нужно в соответствие с сенситивными периодами его развития.  Т.е. определенные навыки нужно давать ребенку в периоды, в которые биологические системы организма и соответствующие им управляющие системы головного мозга развиваются наиболее активно.

Мозг ребенка развивается гетерохронно, то есть разные структуры формируются в разное время. На практике это проявляется следующим образом: не говорил, не говорил, да вдруг как заговорит. То не могли заставить учиться читать, то неожиданно сам стал проявлять интерес к книгам.

И только когда сформированы необходимые структуры головного мозга, можно и нужно давать ребенку соответствующие знания, навыки и умения. Не раньше и не позже.

Но необходимо контролировать своевременность формирования структур головного мозга, то есть соответствие возрастным нормам. Дело в том, что у современных детей часто бывают отклонения от нормы. Причин тому очень много – это и внешние и внутренние факторы.

ПРИНЦИП ВТОРОЙ
Развивать своего ребенка необходимо в соответствие с его индивидуальными особенностями.

Но об этом мы расскажем в другой статье, потому что данная статья посвящена проверке готовности ребенка к школе.

Если этого не учесть, то освоение навыков будет даваться ребенку с большим трудом. Незрелые структуры мозга будут с трудом справляться с возложенными на них психическими функциями, будет тратиться много энергии. Ребенок будет рассеянным, сонливым, будет лениться, быстро уставать, закатывать истерики и т.д. Ребенку просто не хватает энергии, так как она тратится нерационально.

И самое главное – так как энергии будет не хватать, это будет угнетать развитие других структур головного мозга и центральной нервной системы в целом и, как следствие, к отставанию ребенка в развитии от сверстников.

 

Готовность ребенка к школе определяется сформированностью его психических функций к моменту поступления.

Основное, что определяет готовность ребенка к школе – это зрелость структур его головного мозга. Мозг отвечает за все!

  • За физическую подготовленность (общее количество энергии, координация, реакция, вестибулярный аппарат, моторные функции и пр.)
  • За интеллектуальную готовность (когнитивные функции: память, внимание, мышление, логика).
  • Мотивационная готовность (сформированность структур, отвечающих за познавательную активность).
  • Социальная адаптация, дисциплина (структуры отвечающие за контроль).

 

И все эти структуры можно проконтролировать при помощи специальных проб.

 

Готовность ребенка к письму

Давайте начнем с готовности к письму. За письмо в большой степени отвечает мелкая моторика и межполушарные связи. Контролировать их необходимо с дошкольного возраста.

:mortar_board:Дело в том, что современные детские психологи доказали, что уровень развития мелкой моторики – основа успешной учебы в школе по всем предметам, и особенно при обучении письменной речи.

Но пока не сформирован автоматизм в письме – это огромная и сложная для ребенка работа. Поэтому, если давать навык письма ребенку с “несозревшими” структурами головного мозга, Вы увидите ровно те проявления, о которых написано выше: рассеянность, нежелание что-либо делать, быструю утомляемость и пр.

Проверить готовность структур, отвечающих за развитость мелкой моторики и межполушарных связей, можно при помощи пробы, которая называется “Праксис поз”. Вы можете посмотреть, как проводится данная проба профессиональным нейропсихологом.

 

Психологическая и интеллектуальная готовность ребенка к школе

Таким же образом, при помощи подобных проб, которые входят в комплексную нейропсихологическую диагностику, можно проверить и структуры мозга, отвечающие за (мы расставили их в порядке важности):

  • межполушарные связи (общая эффективность работы мозга, общий интеллект);
  • пространственное восприятие;
  • фонетическое развитие (речь);
  • крупную моторику (координация, вестибулярный аппарат, успехи в спорте);
  • образное мышление (творческие способности);
  • контроль, концентрацию, внимание (лобные доли);
  • мелкую моторику (готовность к освоению письма);
  • логику, память, абстрактное мышление, общий интеллект.

 

Таким образом, данные пробы проверяют психологическую готовность, т.е. сформированность структур, отвечающих за психические функции, и интеллектуальную готовность, т.е. развитость структур головного мозга, отвечающих за высшие психические функции – память, внимание, логику, мышление в целом.

Проверив степень развития данных структур головного мозга ребенка, Вы сможете сделать однозначный и точный вывод о готовности вашего ребенка к школе. Если структуры зрелые, то ребенок готов к обучению, учеба в школе будет даваться ему легко. Он будет проявлять к ней интерес, понимать нужность этого, нормально взаимодействовать с учителями и одноклассниками.

 

Если ребенок не готов к школе, что делать?

Если диагностические пробы показывают, что какие-то структуры несколько отстали в развитии (этому может быть множество причин, не зависящих ни от Вас, ни от ребенка), то чтобы подготовить ребенка к успешной учебе в школе, нужно стимулировать в развитии отстающие структуры.

Это можно сделать абсолютно безмедикаментозно при помощи специальных упражнений. Часто первые результаты проявляются уже через 2-3 недели занятий. По нашей практике полностью подготовить ребенка к школе можно примерно за полгода, занимаясь 2 раза в неделю, но это зависит от конкретного ребенка. Занятия можно совмещать и с учебой в школе. Но помните, что к 12-15 годам сенситивные периоды формирования многих структур мозга уже пройдены и коррекции практически не поддаются.

Заниматься упражнениями, развивающими мозг, полезно всем детям и подросткам. Это приводит к гармонизации развития всего мозга ребенка. Делает ребенка более успешным, несколько опережающим в развитии сверстников.

Вы получите интеллектуально и творчески развитого, дисциплинированного, способного к воспитанию и, как следствие, успешного гармонично развитого ребенка. Ни много, ни мало!

Если Вам интересна данная тема, и Вы хотите получить видеоинструкции по проведению данных проб или упражнений для интеллектуального развития своего ребенка , то напишите нам в комментарии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Укажите свой e-mail, и мы вышлем Вам тесты с инструкцией.

Ваш e-mail (обязательно)

 

Укажите свой E-mail и отправьте форму для записи на тренинг.

Ваш e-mail (обязательно):

Отправьте свои контактные данные, мы созвонимся с Вами и подберем удобное для Вас время для диагностики.


Ваш e-mail (обязательно):

Сообщение

Укажите свой телефон, и мы перезвоним Вам для консультации по профориентации.

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Укажите свой e-mail, загрузите рисунок и ответы на вопросы,
и мы вышлем Вам результаты расшифровки рисунка.

Ваш e-mail (обязательно)

Сообщение

 

Укажите свои данные и отправьте форму для записи на летний интенсив.

Ваше имя (обязательно):

Ваш телефон (обязательно):

Укажите e-mail, на который выслать чек-лист.

Ваш e-mail (обязательно)

Укажите e-mail, на который выслать пример отчета.

Ваш e-mail (обязательно)

 

Укажите свои данные и отправьте форму для консультации или записи на тренинг.

Ваше имя (обязательно):

Ваш телефон (обязательно):