Если ребенка правильно подготовить и отдать в школу, когда он будет готов к ней, то он будет с интересом учиться. Понимать важность этого, получать хорошие оценки, сам делать домашние задания, оставляя Вам время для себя. В общем, будет успешным учеником.
А как правильно провести диагностику детей к школе, используя специальные простые, но профессиональные тесты, мы и расскажем в этой статье.
Мы не будем давать Вам «общих» рекомендаций по подготовке к школе, типа развивайте руку ребенка, больше рисуйте или пишите с ним.
Мы дадим Вам более важные знания:
- Понимание двух главных принципов, которые имеют решающее влияние на развитие ребенка и его готовность к школе.
- Как самостоятельно провести диагностику детей к школе.
- Расскажем о простых, но очень эффективных упражнениях, которые помогают ускоренно подготовить интеллектуально и психологически ребенка к школе.
Многие пишут, что готовность ребенка к школе определяется его физическим, психологическим, интеллектуальным, педагогическим, мотивационным, социальным, эмоциональным и так далее развитием ребенка. Это все правильно! Но что лежит в основе этой готовности?
Что же определяет текущее развитие ребенка, его соответствие возрастным нормам? Ответ простой — МОЗГ!
И поэтому диагностику детей к школе нужно начинать с проверки готовности структур головного мозга ребенка к выполнению психо-физичеких функций необходимых для учебы в школе.
Содержание статьи:
- В 6 или 7 лет отдавать ребенка в школу?
- Два главных принципа в формировании навыков (чтение, письмо, счет и пр.). Что бывает, если их не учесть.
- Основной критерий готовности ребенка к обучению в школе.
- Как проверить готовность к письму, письменной речи.
- Как диагностировать интеллектуальную и психологическую готовность ребенка к школе.
- Что делать, если ребенок не соответствует возрастным нормам и не готов к школе.
Когда отдавать ребенка в школу?
Слава Богу, мода отдавать детей в школу в 6 лет прошла. К родителям пришло понимание, что если ребенка отдать в школу в 6 лет, а он не готов к ней, то ничего хорошего из этого не выйдет.
В первом классе вы как-то еще продержитесь, а вот во втором, когда учителя начнут требовать дисциплину и ставить оценки — появятся первые проблемы: плохие оценки и поведение, нежелание ходить в школу, низкая самооценка и даже психосоматические проявления (сколиоз, тики, неврозы, заикание и пр.)
Из-за оценок ребенок начинает сравнивать себя с другими учениками. Задавать неприятные вопросы: «Мама, я что тупой?» Пострадает самооценка и мотивация к обучению. Проблемы будут нарастать снежным комом. К 13-14 годам (пубертат, переходный возраст) с некоторыми из проблем будет очень сложно справиться. И все это из-за желания родителей сэкономить лишний год для ребенка? Разве оно того стоит?!
Считается, что отдавать в школу ребенка нужно, когда он уже умеет читать, немного писать, производить простые арифметические действия. Но на эти навыки имеет влияние очень много факторов. Основной — это тренировка вплоть до дрессировки. Так ребенок может читать, но не понимать прочитанное.
А что же на самом деле лежит в основе формирования тех или иных навыков? Это зрелость структур головного мозга, которые определяют психические функции, отвечающие за определенную деятельность и навыки.
Вывод простой — отдавать ребенка в школу нужно не в 6, и не в 7 лет, а не раньше, чем сформировались соответствующие структуры головного мозга, управляющие деятельностью, которая необходима в школе. Как это проверить готовность определенных структур головного мозга ребенка к обучению в школе, как диагностировать его соответствие возрастным нормам, мы расскажем дальше.
А самое главное — мозг ребенка пластичен до, примерно 12-15 лет. И при помощи специальных упражнений можно стимулировать в развитии те или иные структуры, и тем самым ускорить развитие ребенка, подготовив его к школе к определенному сроку.
А когда же нужно давать те или иные навыки ребенку, когда учить чтению, письму, арифметике и т.д., чтобы вовремя подготовить ребенка к школе?
А вот тут мы переходим к двум главным принципам гармоничного развития ребенка.
Два главных принципа гармоничного развития ребенка.
Мозг ребенка развивается гетерохронно, то есть разные структуры формируются в разное время. На практике это проявляется следующим образом: не говорил, не говорил, да вдруг как заговорит. То не могли заставить учиться читать, то неожиданно сам стал проявлять интерес к книгам.
И только когда сформированы необходимые структуры головного мозга, можно и нужно давать ребенку соответствующие знания, навыки и умения. Не раньше и не позже.
Но это когда ребенок развивается гармонично и полностью соответствует возрастным нормам. На практике очень много факторов приводят к отклонению от нормального развития ребенка. Это и сложная беременность и роды, инфекции, болезни и гормональные препараты, которые прописывают практически всем беременным.
Поэтому необходимо контролировать своевременность формирования структур головного мозга, то есть соответствие возрастным нормам.
Некоторые признаки, что возможно развитие вашего ребенка идет не очень гладко, Вы можете посмотреть в нашей статье.
Но об этом мы расскажем в другой статье, потому что данная статья посвящена проверке готовности ребенка к школе.
Если этого не учесть, то освоение навыков будет даваться ребенку с большим трудом. Незрелые структуры мозга будут с трудом справляться с возложенными на них психическими функциями, будет тратиться много энергии. Ребенок будет рассеянным, сонливым, будет лениться, быстро уставать, закатывать истерики и т.д. Ребенку просто не хватает энергии, так как она тратится нерационально.
И самое главное — так как энергии будет не хватать, это будет угнетать развитие других структур головного мозга и центральной нервной системы в целом и, как следствие, к отставанию ребенка в развитии от сверстников.
Готовность ребенка к школе определяется сформированностью его психических функций к моменту поступления.
Основное, что определяет готовность ребенка к школе — это зрелость структур его головного мозга. Мозг отвечает за все!
- За физическую подготовленность (общее количество энергии, координация, реакция, вестибулярный аппарат, моторные функции и пр.)
- За интеллектуальную готовность (когнитивные функции: память, внимание, мышление, логика).
- Мотивационная готовность (сформированность структур, отвечающих за познавательную активность).
- Социальная адаптация, дисциплина (структуры отвечающие за контроль и самоконтроль).
И все эти структуры можно проконтролировать при помощи специальных проб — тестов, которые используют в своей работе профессиональные детские психологи.
Готовность ребенка к письму
Давайте начнем с готовности к письму. За письмо в большой степени отвечает мелкая моторика и межполушарные связи. Контролировать их необходимо с дошкольного возраста.
>Дело в том, что современные детские психологи доказали, что уровень развития мелкой моторики — основа успешной учебы в школе по всем предметам, и особенно при обучении письменной речи.
Но пока не сформирован автоматизм в письме — это огромная и сложная для ребенка работа. Поэтому, если давать навык письма ребенку с “несозревшими” структурами головного мозга, Вы увидите ровно те проявления, о которых написано выше: рассеянность, нежелание что-либо делать, быструю утомляемость и пр.
Проверить готовность структур, отвечающих за развитость мелкой моторики и межполушарных связей, можно при помощи пробы, которая называется “Праксис поз”. Вы можете посмотреть, как проводится данная проба профессиональным нейропсихологом.
Психологическая и интеллектуальная готовность ребенка к школе
Таким же образом, при помощи подобных проб, которые входят в комплексную нейропсихологическую диагностику, можно проверить и структуры мозга, отвечающие за (мы расставили их в порядке важности):
- межполушарные связи (общая эффективность работы мозга, общий интеллект);
- пространственное восприятие;
- фонетическое развитие (речь);
- крупную моторику (координация, вестибулярный аппарат, успехи в спорте);
- образное мышление (творческие способности);
- контроль, концентрацию, внимание (лобные доли);
- мелкую моторику (готовность к освоению письма);
- логику, память, абстрактное мышление, общий интеллект.
Таким образом, данные пробы проверяют психологическую готовность, т.е. сформированность структур, отвечающих за психические функции, и интеллектуальную готовность, т.е. развитость структур головного мозга, отвечающих за высшие психические функции — память, внимание, логику, мышление в целом.
Проверив степень развития данных структур головного мозга ребенка, Вы сможете сделать однозначный и точный вывод о готовности вашего ребенка к школе. Если структуры зрелые, то ребенок готов к обучению, учеба в школе будет даваться ему легко. Он будет проявлять к ней интерес, понимать нужность этого, нормально взаимодействовать с учителями и одноклассниками.
Если ребенок не готов к школе, что делать?
Если диагностические пробы показывают, что какие-то структуры несколько отстали в развитии (этому может быть множество причин, не зависящих ни от Вас, ни от ребенка), то чтобы подготовить ребенка к успешной учебе в школе, нужно стимулировать в развитии отстающие структуры.
Это можно сделать абсолютно безмедикаментозно при помощи специальных упражнений. Часто первые результаты проявляются уже через 2-3 недели занятий. По нашей практике полностью подготовить ребенка к школе можно примерно за полгода, занимаясь 2 раза в неделю, но это зависит от конкретного ребенка. Занятия можно совмещать и с учебой в школе. Но помните, что к 12-15 годам сенситивные периоды формирования многих структур мозга уже пройдены и коррекции практически не поддаются.
Заниматься упражнениями, развивающими мозг, полезно всем детям и подросткам. Это приводит к гармонизации развития всего мозга ребенка. Делает ребенка более успешным, несколько опережающим в развитии сверстников.
Вы получите интеллектуально и творчески развитого, дисциплинированного, способного к воспитанию, учебе и, как следствие, успешного гармонично развитого ребенка. Ни много ни мало!
Если Вам интересна данная тема, и Вы хотите получить видеоинструкции по проведению данных проб или упражнений для интеллектуального развития своего ребенка, то напишите нам в комментарии.
ХоЧУ получить видеоинструкции по проведению данных проб или упражнений для интеллектуального развития ребенка.
Да, пожалуйста. https://vk.com/peremena_k?z=video-167361507_456239021%2Fvideos-167361507%2Fpl_-167361507_-2